Почему заведения ушедших с российского рынка иностранных компаний продолжают работать и их товарные знаки используются на вывесках?

Миссия нашей компании - содействие успеху наших клиентов через индивидуальные решения задач в области охраны и защиты интеллектуальных прав, в том числе обеспечение монополии на созданные ими продукты и пресечение нарушения интеллектуальных прав наших клиентов.


Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
6 мая 2022
Все российские граждане с интересом следят за тем, как ряд иностранных брендов уходит из России, аргументируя свой уход проведением Россией "Операции Z" по демилитаризации и денацификации Украины.

Возникает множество вопросов, связанных с громкими заявлениями иностранных компаний о том, что они отказываются работать в России, пока не закончится «спецоперация» на Украине - планируют ли эти компании возвращаться после, что будет с имуществом, рабочими местами и интеллектуальной собственностью этих компаний (товарными знаками и пр.), и еще один вопрос – почему, несмотря на разговоры о нежелании продолжать сотрудничество с Россией, которые ведут представители иностранных компаний, мы видим, что некоторые бренды (например, точки общепита – «McDonald's», «Burger King», «KFC») - продолжают работать в обычном режиме.

Что касается сети «Burger King» - судя по информации, которая публикуется в СМИ, американо-канадскому концерну Restaurant Brands International не принадлежит контрольный пакет акций, и партнеры в России, отказавшись закрывать рестораны по требованию концерна, по сути, сохранили для россиян возможность питаться в сети «Burger King». При этом глава Restaurant Brands International Дэвид Шир заявил о запуске процесса продажи доли в совместном бизнесе, а также о том, что RBI прекратил всю корпоративную поддержку предприятия, включая поставки товаров, а также о том, что вся выручка от работы ресторанов в России будет направляться в агентство ООН по делам беженцев (то есть на помощь Украине).

А вот у ресторанов «McDonald's» и «KFC» - несколько иная история, поскольку бОльшая часть ресторанов контролировалась американскими компаниями, вот эти рестораны, управляемые дочерними предприятиями, и были закрыты. А некоторая часть ресторанов (у «Макдоналдс» - около 20%, у «KFC» - больше) – работала под управлением франчайзи-партнёров. Юридически запретить работать по франшизе обособленным лицам компании-правообладатели не могут. Расторжение договора коммерческой концессии должно иметь серьезные правовые основания, и российский суд вряд ли посчитает такими основаниями решение руководства иностранных компаний поддержать финансовые санкции против России. Кроме того, по открытой информации в сети Интернет, кроме паушального взноса, франчайзи «McDonald's» должны выплачивать ежемесячно 8,5% от выручки ресторана. Возможно, эти суммы будут нужны американцам для того, чтобы поддерживать в России «замороженный» бизнес: оплачивать аренду, заработную плату сотрудникам, коммунальные услуги. Можно предположить, что американским компаниям даже удобно, что ряд ресторанов продолжит работу в России – и политические убеждения высказаны, и рынок России пока под контролем, и товарные знаки используются, поэтому настаивать на расторжении договоров концессии с российскими франчайзи, может быть, и нет интереса.

Таким образом, оставшиеся в России рестораны с названиями «McDonald's» и «KFC» - могут продолжать работать дальше. Ну, а если американские компании все же найдут основания для расторжения договоров франчайзинга, видимо, франчайзи смогут сделать ребрендинг, и продолжить кормить людей, используя другие товарные знаки. В сложившейся ситуации кажется невероятным привлечение таких франчайзи к ответственности за недобросовестную конкуренцию или нарушение иных интеллектуальных прав бывших франчайзеров – поскольку обстоятельства вносят коррективы и в законодательство России, и в правоприменение.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.